АЙДЕНТИКА САРАТОВА
2020

Как Саратов пытался обзавестись айдентикой и что из этого вышло

Если кратко, айдентика – это визуальная часть бренда. Она включает в себя логотип, паттерн, визитки, упаковку, билборды, посты в соцсетях и любые другие носители графики, видео или звука. В общем, все то, что производит на нас впечатление и формирует узнаваемый образ бренда.

С чего все началось

В конце 2017 года на семинаре по благоустройству Саратова кафедра «Дизайна архитектурной среды» СГТУ предложила свое видение бренда города. Как сказал заведующий этой кафедрой:

«Прежде, чем приступать к благоустройству, должен быть разработан бренд города. Город не должен быть свалкой мусора для всех возможных вариантов в мире. Так, для Саратова разработка велась в СГТУ.

На самом деле огромная работа уже сделана. Огромное количество наработок. Сейчас их надо собрать и утвердить, чтобы они способствовали нормальному благоустройству Саратова, он это заслужил.»

Презентация от архитекторов СГТУ стала предвестником того, что вакуум на месте бренда города рискует заполниться вариантом с айдентикой низкого качества (спойлер: в 2018 и 2019-ом году так и случится).

С этого момента в небольшом саратовском дизайн-сообществе началось принятие неизбежного

Стадия первая: отрицание

В эту стадию человек считает, что произошла какая-то ошибка, он не может поверить, что это действительно с ним происходит, что это не страшный сон.

Увидев картинки с логотипом-медиатором, шрифтом Calibri и странными цветами, Дмитрий Григорьев и Евгений Крылов пришли в неистовство и обрушили потоки едкой аргументированной критики на продукт труда саратовских архитекторов.

Стадия вторая: гнев

Больного человека начинают раздражать молодые и здоровые люди, он стремится втянуть их в круговорот своих страданий.

Критиковать без предложения альтернативы было бы некрасиво, поэтому у Дмитрия и Евгения возникла идея предложить что-то лучше, чем проект архитекторов СГТУ.

К созданию качественного бренда города были приглашены несколько десятков человек, большинство из которых профессиональные дизайнеры.

Для общения, сбора материалов и координации была создана группа в фейсбуке и чатик в телеграме.

На этом этапе к проекту присоединился и я.

Стадия третья: торг

Человек переоценивает свои возможности
и пытается все исправить.

В феврале 2018 года прошла первая встреча инициативной группы независимых дизайнеров.

Мы определили цели и задачи бренда, подумали над направлением, в котором его стоит развивать. Приняли решение собраться еще раз с референсами и набросками своих концепций.

Кроме того, сразу было оглашено, что вся эта инициатива не имеет отношения к руководству города и наша деятельность носит исключительно некоммерческий характер.

Встречи в кофейне после работы продолжались аж целых полтора года. Количество участников варьировалось от пятнадцати до трех дизайнеров (и не только). Каждый уделял общему делу столько времени, сколько мог, но до середины 2019 года дошел только костяк из 4-6 человек.

Вот на что были похожи эти встречи:

Мой первый концепт

Спустя месяц неспешного анализа зарубежного и отечественного опыта брендирования городов, я представил первые наброски своего видения айдентики (то есть визуальной части бренда) Саратова.

Суть идеи была проста – сделать несложные геометрические фигуры базой для стиля города. При этом, каждая из фигур должна олицетворять какую-то характерную черту Саратова. Прямо скажем – не пик изобретательности, но начинать с чего-то было надо.

О логотипе на тот момент речи не шло. Я считал и продолжаю считать, что значок или надпись «Саратов» как логотип необходимы, но существовать они должны только как вспомогательные элементы.

Главным выразительным средством фирменного стиля города, на мой взгляд, должны были стать формы, цвета, узоры. Билборды, плакаты, флаги на столбах у дороги – это именно те места, с которых мы видим айдентику города. Цвета и узоры справятся с подачей визуальной части бренда гораздо лучше и понятнее, чем тот же логотип или шрифт. 

Через пару месяцев я сделал первую версию логотипа и собрал коротенький ролик, с применением своей концепции в динамике.

Еще через пару встреч я предложил использовать смайл как фирменный символ Саратова. В качестве эксперимента получилось забавно.

Что думают жители города

Прошло еще несколько встреч, и из этих набросков получился проект, который уже было не очень стыдно показывать людям. Поменялась цветовая схема, появился логотип, пришло понимание того, как и где все это можно правильно использовать. 

Этот проект вместе с работами Дмитрия ГригорьеваДмитрия Шаповала и коллег из Art Circle был выложен в одном из крупнейших городских сообществ Вконтакте. Там жители города смогли позадавать вопросы, написать свое мнение и оценить концепции.

А еще мы представили их участникам IT-конференции ДЮНА, с последующим обсуждением. Этот период работы над брендом города смело можно считать самым ярким и многообещающим.

Стадия четвертая: депрессия

У человека пропадает желание делать что-либо. Он начинают избегать контакта с обществом и считает, что он просто немного устал и ему нужно отдохнуть. 

 

Шло время, люди приходили с новыми идеями и уходили со старыми. Наши концепты эволюционировали и перезапускались с нуля. Становилось все меньше понимания, когда мы уже придем к хоть какому-то результату. Яркий и продуктивный период, очевидно, закончился.

Даже в это непростое время еще пробивалась надежда на то, что мы наконец нащупали тот самый вариант. Так было, когда Дима Шаповал показал концепцию с половинками. Простота и интересные визуальные решения покорили всех. 

Мы даже начали пробовать что-то с этим делать – собрали прототип приложения и запустили конкурс на лучшую идею с половинками. Призовым фондом стала дизайн-библиотека автора концепции, лучшим выдали крутые книжки. В нем я тоже поучаствовал, предложив использовать не просто половины круга, а половины чего угодно. Предложение подкрепил вот такими набросками:

В итоге мы не смогли направить свои творческие мощности в общее русло и опять стали плодить собственные вариации и обыгрывать новые идеи. Проходили месяцы.

В апреле 2019 года я уже начал уставать от нашего стремления к перфекционизму и решил просто сделать всю дизайн-систему города целиком. Нашел список макетов в «гайдлайне» ко Дню города за предыдущие годы. Сделал по нему базовые макеты со своим дизайном. Потом добавил к ним еще массу применений, которые эти гайдлайны не включали, описал правила. Получилась объемная, нормально оформленная дизайн-система.

А для того, чтобы напомнить себе и остальному коллективу о пройденном пути, в начале презентации этой системы я собрал все ключевые события для нашего сообщества за 2018-19 год. Заодно сделал сравнение моих макетов с тем, чем был «украшен» Саратов, пока мы были заняты самосовершенствованием.

Ниже несколько картинок с тем, что из этого вышло и сама презентация целиком.

Как мы выяснили в ходе обсуждения, в проекте было много спорных моментов. Для принятия в качестве рабочей версии айдентики Саратова он оказался сыроват.

В следующие несколько встреч мы начали развивать концепт Дмитрия Зайцева, который оказался симпатичен абсолютному большинству членов нашего дизайн-кружка, как и шрифт от Димы Шаповала.

Ниже несколько примеров того, как выглядело оформление Дня города в 2018 году, а потом и в 2019 тоже. Оно появилось, пока мы усердно занимались поиском лучшей концепции и предложениями новых идей. Вакуум предсказуемо заполнился предсказуемым качеством айдентики.

Стадия пятая: принятие

На этой стадии человек выходит из депрессии, подводит итоги, по возможности доделывает неоконченные дела.

 

Успешно развивать концепцию Димы Зайцева оказалось непосильной задачей для оставшихся участников клуба неанонимных дизайнеров Саратова. Мы пытались что-то обсуждать и назначать новые даты собраний, но ничего не получалось. Так прошли месяцы.

В конце 2019 года стала закрадываться мысль, что дело никуда не двигается. Найти время на то, чтобы заниматься некоммерческим проектом, у большинства из нас категорически не получалось.

Тем не менее, оставлять два года работы без результата мне не хотелось. Свой последний проект городской айдентики я сделал за рамками нашей творческой группы.

Без сторонних обсуждений, совещаний и правок извне.

Без использования элементов чужих концепций и с минимальным самоповтором.

Без заказа города и бюджетных денег, естественно.

Мой финальный концепт городской айдентики Саратова

Посмотреть его целиком можно здесь, но если у вас совсем мало времени, то ниже есть видео. В нем за полторы минуты я постарался изложить суть и продемонстрировать применение.

P. S.

О туристических брендах

В тексте не упоминаются неоднократные попытки создания туристического логотипа Саратова. Туристический брендинг в целом явление для меня довольно странное.

С трудом могу себе представить задачи, с которыми не смог бы справиться «внутренний» бренд города, чтобы потребовался еще один – «туристический». Понятно, что внутреннего бренда обычно вообще нет, а туристов чем-то привлечь хочется, но все же.

Бренд города складывается из массы разных деталей: комфорт для жизни, человеческое отношение, интересный досуг, история, архитектура, культурная жизнь. Все эти вещи важны не только (и не столько) для туристов, но и для местных жителей. Айдентика только подчеркивает и объединяет их визуальными образами. 

Ниже то, что в разные годы предлагали разные люди в качестве туристического логотипа Саратова. Еще был спортивный символ города – пчелочеловек Волжик, его просто грех предавать забвению.

Следующий проект