АЙДЕНТИКА ГОРОДА
2020

Рекомендую нажать и почитать для полноты картины. Там история о том, как группа саратовских дизайнеров, со мной в том числе, два года разрабатывала городскую айдентику и что из этого вышло. 

Ниже представлен мой концепт, который я в декабре ’19 — январе ’20 сделал от себя лично, как от дизайнера и жителя города. Вне творческих групп и каких-либо организаций, без заказов и конкурсов.

Начнем по порядку

Главное отличие фирменного стиля от набора рандомных красивых картинок – наличие структуры, правил и ограничений в применении элементов этого самого стиля. Все они собираются в отдельном документе – руководстве, которое потом становится частью брендбука.

У моего концепта саратовской айдентики тоже есть краткое руководство, в котором объясняется, как пользоваться паттерном, шрифтами, цветами и логотипом.

Логотип

В моей концепции логотип – далеко не главное, ему отведена максимально второстепенная роль. Главным выразительным средством городской айдентики должны быть крупные, яркие, заметные формы.

Сложных исторических ребусов и многослойного символизма я в логотип не закладывал, на мой взгляд разбираться в них мало кому может быть интересно. В формировании логотипа были использованы образы моста, Волги и очертания герба. Так я связал два самых выдающихся символа Саратова и полувековую историю города. 

Шрифты

Для больших заголовочных надписей я выбрал шрифт с засечками – PT Serif. С ним у надписей появляется какая-то теплота, близость, провинциальность (в хорошем смысле слова). 

Строгие гротески такого эффекта дать не могут. Зато они отлично читаются в больших объемах текста. Поэтому для вспомогательной гарнитуры я взял один из самых надежных шрифтов без засечек последних лет – Montserrat.

Цвета

На фоне всех остальных рекламных материалов на улице городская айдентика должна моментально считываться и идентифицироваться любыми прохожими. С такой задачей лучше всего справляются яркие заметные цвета на контрастном фоне. 

Цветовую схему я подбирал так, чтобы была возможность создать максимальное количество комбинаций паттерна, который привлекает внимание и не сильно мешает считывать информацию с макета.

Паттерн

Паттерн сформирован из элементов логотипа и складывается в узор, напоминающий летящих птиц и звезды. Для того, чтобы разнообразить применение этого узора, я сделал восемь комбинаций цветов и практически не ограничил такие приемы, как масштабирование и вращение. 

Правила применения

Для саратовской айдентики я собрал минимальный набор правил, которые позволят не испортить максимальное количество разновидностей макетов.

Как это все может выглядеть

В наружной рекламе

В полиграфии

На транспорте

На чем угодно

В реальной жизни

Что дальше?

Проделана большая работа, потрачено много сил и времени. Нарисован паттерн, логотип, подобраны шрифты, расписаны правила. Продемонстрировано более 60 вариантов применения. Все это бесплатно и без малейшей надежды на воплощение проекта в жизнь. 

Для чего? Первоначальный посыл таков – доделать недоделанное, не бросать на полпути начатое, закрыть гештальт, если хотите. Но не только. Очень скоро к этому подключилось еще и желание показать, что городское пространство в Саратове может быть чуть менее уродливо, чем оно сейчас есть. Да, у нас есть куча других проблем: разваливаются дома, вода из крана желтого цвета, дороги прискорбного качества, лопаются трубы и проваливаются крыши. И плохой дизайн. 

Чинить дороги и ремонтировать трубы я не умею, с крышами тоже справлюсь так себе. А вот сделать для места, в котором живу, достойный фирменный стиль – могу. И за два месяца сделал. Да, он может быть не идеален, я даже буду разочарован, если коллеги не укажут мне на какие-то недостатки. Но он есть, и он гораздо лучше, чем то, что мы видим каждый год во время официальных городских мероприятий. 

Хочу ли я, чтобы этот концепт увидел жизнь и появился на улицах Саратова? На мой взгляд, это было бы преждевременно. Обновление городской айдентики может дать сиюминутную иллюзию позитивных изменений, которая быстро пройдет. За яркими визуальными образами очень быстро проявятся те проблемы, которые нельзя решить с той же скоростью, с какой печатаются свежие билборды и баннеры на остановки. И наступит разочарование. Не хотелось бы, чтобы оно было как-то связано с моей работой.

Бренд города, как и любой другой, нуждается в комплексном подходе. Вместе с ремонтом домов, качественными дорогами и надежным ЖКХ придет и хороший дизайн. Главное не перепутать, в каком порядке это все должно появляться. 

 

Комментарии

Следующий проект